в  защиту  политзаключенных
«For Will to Freedom!»
против  политических  репрессий
«Наша воля к победе не должна иметь границ,
пока мы в неволе...»
«ЗА ВОЛЮ!»-в защиту политзаключённых-против политических репрессий
События   |   Публикации   |   Подшивка газеты   |   Авторы   |   Рубрики   |   Newspaper in English
 Публикации    Воскресенье, 19 ноября 2017, 09:07 
Главная
  • Узники режима
  • Практическая информация
  • Кто был
  • ЗэКаТворчество
  • Книга - лучший подарок
  • Фото
  • Гостевая книга
  • Помощь юриста на сайте
  • Ссылки

  •  
    от Flexum.ru

    Подписка на рассылку:
     
     
    Голосование

    12-02-2009

    Разделённое единство веры

    для печати  


    Последние годы терзает один парадокс - верующие в вере едины, а единства меж ними нет. На православных форумах гремят баталии, в личном общении - согласие через одного, а в СМИ - штампы да размытость. Скоро состоится Поместный Собор по выбору патриарха, но и здесь не всё гладко. Как 20-ть лет наши иерархи степенно ведут дела, а от клира и мирян доносится ропот, и даже епископы - приснопамятный Иоанн Санкт-Петербургский или Диомид Чукотский - выражали несогласие. Что-то не сходится: духовной литературы не перечитать, опыт православной традиции колоссальный, а сомнения не убывают. Речь, конечно, не о сущности веры и таинствах, скорее - о соотношении земного и Божьего, о преломлении Завета в мирском житии.
    Скажут - козни лукавого, враг рода человеческого сеет смуту, молись чаще. Да, но всё на черта не спишешь, есть и свободная воля верующего. Направят к богослову и батюшке - и это делали не раз, но ответы иногда рознятся, а дискуссии не утихают. Меня когда-то поразили слова монахини Ангелины из Сербии: «Каждый день из восьми лет, проведенных в монастыре, я спрашивала у своего духовника: «Отче, что такое, смирение?». Далее она отвечает: «Ведь если справедливость и правдолюбие не предшествуют смирению, то «смирение» однозначно пагубно! Поэтому у этих «смиренных» нет духа! А Священное Писание предупреждает: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5,19). Странно - такое важное место, а прямого ответа не найти.
    Ангелина Сербская известна с 90-ых - выступала на Съезде Союза офицеров и христианско-мусульманском «Диалоге во имя мира!» в Уфе, была в Приднестровье и Санкт-Петербургской духовной академии, Кто-то ерничал за её политичность и антиамериканизм, кто-то восхищался гражданским мужеством. Надо же - с двух сторон православные, но веру понимают по-разному. Современный водораздел веры, хотя до революции перекосы были еще рельефнее.
    Издревле в святоотеческой литературе высоко ценилось Слово Христа, а в приходской жизни творилось много худого. В 16 в. епископ Луцкий Кирилл Терлецкий разбойно стяжал чужое, убивал недругов и насиловал женщин, ездил в Рим присягать Папе, а правил до смерти. В 19 в. обер-прокурор Синода Нечаев провоцировал жандармские доносы на архиереев, обманывал государя, подправляя бумаги, утвержденные Синодом, а синодалы молчали. Епископ Орловский Смарагд мог месяцами не допускать до архиерейского суда виноватого дьяка, и тот ждал в сарае, вкушая лишь хрен. Духовенство страдало пьянством - до драк на службе, а монахи и игумены крали монастырское добро, убегая из обителей. Процветало тайнобрачие - незаконное освящение или расторжение браков за взятку. Было немало прекрасных святителей, и ныне подвижничество не оскудело, но отчего достойное и постыдное соседствуют сотни лет?

    В богословии находим стройное учение о вере, на практике - её противоречивость. Вот и ответ - подчинение светской власти не даёт Церкви ясно определиться в мирской жизни. В миру нет братолюбия - интересы народа и аристократии не совпадали, правители не сглаживали конфликт, а их нужно защищать, требуя от народа покорности и прощения за беззаконие вельмож. Компромисс с властью, как служба двум Богам - Христу и Мамоне, отсюда - развращение и двуличие духовенства. Лицемерие клира оттолкнуло прихожан, и к революции 1917-го полстраны утратило веру, но иерархи не осознали причины конфликта. В СССР и РФ роль монарха перешла к генсеку или президенту, Патриархия приняла их сторону, а люди вновь недоумевают на непоследовательность РПЦ. Вот несколько примеров древней двойственности
    Спор о стяжательстве Нила Сорского и Иосифа Волоцкого в 1503-ем не был разрешён, обе стороны признаны правыми. Сейчас многие недовольны олигархами-митрополитами, но их бизнес не противоречит одной из традиций православия. До революции не мыслили жить вне монархии, но в феврале 1917-го военные и думские лидеры склонили царя к отречению, а Синод присягнул Временному правительству. Давно нет КПСС, и герб напоминает о самодержавии, но архиереи в соборных решениях молчат о бесцарствии на Руси. Часть паствы объединяется под имперским флагом, другая - под красным, кто за отечество, кто за царя, а Патриархия «не замечает» двусмысленность, но твёрдо поддерживает ЕдРо.
    Семь смертных грехов - главные враги смирения и покаяния, но на них опирается свободный рынок: без сребролюбия разоришься, без честолюбия - не поднимешься. Эта большая семерка - основа демократии, ее внутренняя связь. Бизнесмены эксплуатируют работников, те - ропщут, завидуют, лезут в петлю, но вместе готовы срываться в криминал. Социум пухнет от лжи, а власть защищает класс хозяев, прикрывая беспредел и обнажая антинародную политику. Вера мутнеет под капиталом, иерархи печальны от обилия зла, а буржуазная система ежедневно воспроизводит его. Общины при апостолах жили в общественной собственности, при Византии - в частной, логичнее вернуться к социализму, но страх совдепа глаза застит, и одни верующее в демократов пальцем тычут, другие - спасения ждут. Пастыри, оправдывая рынок, приучают паству к греху, а на исповеди ожидают в нём покаяния. Такая покорность больше похоже на потакание и прелесть.
    С большевиками еще сложнее: ругают, но признают, что их попустил Господь в наказание за маловерие и отступничество. Выходит, себя корить надо, а «красным» сострадать за духовную тьму. Как же - они царя убили! Так, бывшего царя, а свои православные отреклись и отвернулись, но не услышишь худого слова в адрес Алексеева или Шульгина. На большевиках кровь, но и на белых кровь: Патриарх Тихон предал анафеме всех, кто собрата во Христе убивать шёл. Нет, пробуют Колчака или Краснова в Божьи ратники записать. Чудо ХХ в. - явление Богоматери митр. Илии в Дамаске - для «красных» случилось. Сталин исполнил её послание - священников из тюрем освободил, крестный ход вокруг столицы совершил, патриарха восстановил, но молчат про постыдное сотрудничество архиереев с коммунистами, хотя присягали Христу все скорби снести.
    Митрополит Минский Филарет по-своему трактует 45-ое Апостольское правило о еретизме. В 1997-ом признал допустимость экуменизма и вхождение во Всемирный Совет Церквей, а молитвы с католиками и протестантами - не предосудительными. Протоирей Владимир Савицкий назвал это вероотступничеством, опроверг по всем пунктам, уличив Филарета в ложной трактовке, и назвал сближение с ВСЦ лукавством. Много шумели о совместной молитве патриарха Алексия II с архиепископом парижским, ничего неканоничного, если правильно истолковать «еретизм».
    Вся двусмысленность идет от изречения апостола Павла: «Всякая власть да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены» (Рим 13,1). Одни считают необходимым подчинение любой светской власти, другие - нет. Священник Алексий Остаев пишет, что иерархия власти установлена Богом, но «не всякий властитель от Бога, далеко не всякий…И бороться надо не с властью, как таковой, не с иерархией, установленной Богом, а с нечестивцами, пришедшими к власти». Татьяна Миронова, исследуя Архангельское Евангелие 1092 г., обнаружила иной текст - «Нет власти, если не от Бога». Смысл меняется: если Патриарх не миропомазал власть, то президент, Дума, министры - не власть, их правление может быть нечестивым и служение им - путь к лукавому.
    Долго можно перечислять - патриарха Тихона выбирали жребием, сейчас голосуют; в 586 г. Маконский Собор запретил епископам держать собак, иначе - лишение сана, но собак держат и правило не отменяют; одни иереи считают нормой участие в политике, другие - нет; все порицают проституцию, а архиереи не требуют закрыть порносайты или принять закон против куртизанок. Храмы вернее освещать Небесным огнём с Пасхи, ведь энергия воды в лампочке Ильича даёт «земной свет» - почти язычество. Лекарствами так залечились, что иммунитет на нуле, а всё молимся во Спасение. Противоречия разрешимы, но бегут от разговора епископы, и чахнет вера у прихожан.

    Немыслима ситуация с Поместным Собором. Исписали мегабайты, а не сошлись ни на йоту. Нет соборности в Церкви без единения архиереев, священников, монахов, диаконов и честных мирян. Советские соборы стыдятся поминать. Протоиерей Г. Эдельштейн в «Записках сельского священника» рассказывает о сотрудничестве епископов с советами, но не один из них не покаялся. Он приводит факт - отв. по делам РПЦ В. Фуров в отчете ЦК КПСС в 1974-ом (!) назвал митр. Алексия (Ридигера) кандидатом №1 после патриарха Пимена, ибо «Алексий более всех склонен к любому компромиссу, лучше всех понимает задачи и интересы нашего коммунистического государства». Эдельштейн считает, что «структура иерархии РПЦ не претерпела с начала 70-х годов абсолютно никаких изменений». В 1988-ом собрался ПС, утвердили Устав, но в 2000-ом Архиерейский Собор переписал Устав и узурпировал власть. Это не соборность, а диктат и позор. Нашу традицию прописывает «исторический момент», от иерархов уже не дождёшься правды, они попросту подстраивают решения под задачи светских властей.
    А чего стоят январские откровения диакона Кураева на его форуме! Он яро агитирует за митр. Кирилла на патриаршество, а других владык «топит с головой». В РПЦ идет борьба атеистов с панагиями против «экуменистов»; митр. Климент грозит семейным кланом; на ПС приглашают недостойных мирян; ушедший Патриарх создал систему, глухую к просьбам и слезам обиженных церковной властью; Тобольский епископ насадил раболепие на грани душегубства; Церковь больна, и в ней торжествует грех. Чего молчал раньше? - вопрошают Кураева. Выгоду имел, разъезжая с лекциями по епархиям, - отвечает - сейчас каюсь, не в силах утаить непотребное.
    При таком положении Собор потерял объединяющее значение, его функции ужаты до выбора патриарха, он превратился в ширму церковного кризиса. Нужен честный разговор, это возможно через покаяние епископов, но не способны на это, и низовое духовенство не сподобиться призвать архиереев, ведь нарушение иерархии - почти мятеж. Замкнутый круг, поэтому мрак охватывает души совестливых верующих, а кто-то вовсе теряет веру. Как разорвать его, что делать?
    Когда правда попрана, требуется пресечь ложь, покаяться и очистить зерна от плевел. Нужно вернуться к Уставу-1988 и поменять систему - епископов выбирать на епархиальном собрании приходских священников, а архиереи будут утверждать или отвергать кандидата. Это научит смелости, и правда вернётся в души. Собор надобно раз в год собирать и отвечать на насущные вопросы, иначе кризис приблизит раскол. Строго изрекал Иисус: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его» (Мф.10. 34). «Домашние» сейчас - запутавшиеся архиереи и епископы, подчиняясь им, верующие вряд ли укрепляют христианское достоинство, скорее подтверждают слова пророчества - начнут золотить купола и возводить монастыри, но с амвона будет проповедовать еретик…

    Комментарий автора по просьбе «За Волю»:
    Избрание митрополита Кирилла Святейшим Патриархом вызывает странное ощущение. Как считают - внимать решениям Соборов, значит быть послушным Матери Церкви, а кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вопрос в том - всем ли Соборам внимать или на выбор? Поместный Собор 1988 г. принял Устав, по которому Собор созывают не реже чем в пять лет, а вся полнота власти за Собором. В этом отражается соборная воля всей Церкви - от мирян, монахов и низового духовенства до епископов. Архиерейский Собор переписал Устав в 2000, с 1990 г. ни разу не собирал Поместный Собор, всю полноту власти в решениях сосредоточил за собой, т.е. узурпировал ее, а значит, переступил через соборность, не выражает волю паствы, но перечеркивает ее. Митрополит Кирилл входил в Архиерейский Собор в 2000-ом, но ослушался Церковь в лице Поместного Собора-1988 и такие действия, на мой взгляд, плохо вяжутся с саном «Святейший». Выходит, прав бывший епископ Диомид, говоря о нарушениях чистоты веры в РПЦ…

    19 января 2008

     

    [ НАЗАД ]
  • Комментарии (0)
  •  
     
    События
    17-03-2016 Крымские узники Афанасьев и Кольченко в пыточных условиях колоний ИК-31, Коми, и ИК-6, Копейск
    13-03-2016 Избиение и фабрикация нового уголовного дела в отношении Сергея Мохнаткина
    13-03-2016 Борис Стомахин находится в состоянии сухой голодовки
    13-02-2016 Анонс пикета в защиту политзаключенных «Хватит фабриковать дела!»
    13-02-2016 Избит гражданский активист Евгений Куракин, преследуемый властями за защиту жилищных прав граждан
    26-12-2015 О ситуации политзаключенного Богдана Голонкова, дело АБТО по письму от 08.12.2015
    26-12-2015 Дайджест политрепрессинга декабря 2015 года
    18-12-2015 По политической 282-й начато преследование алтайского музыканта Александра Подорожного
    17-12-2015 Новый фигурант Болотного дела Дмитрий Бученков: политическая биография
    12-12-2015 Ильдар Дадин – первый осужденный «по уголовке» за несанкционированные мирные протесты

    Публикации
    01-02-2015 Жалоба о нарушении права осужденного Ивана Асташина на переписку
    24-01-2015 Владимир Акименков – об оказании помощи политзаключенным и преследуемым
    03-11-2014 Норильская ИК-15 препятствует Ивану Асташину в обращении в международные судебные инстанции
    02-11-2014 О деле и об оказании помощи политзаключенной Дарье Полюдовой
    02-11-2014 «Вечный штрафник» (о политзаключенном Борисе Стомахине)
    05-07-2014 Владимир Акименков: После Майдана Путин бешено закручивает гайки
    23-06-2014 Алексей Макаров: "Сердце моё - в Украине..."
    19-06-2014 Политзаключенный Иван Асташин (АБТО) о российской тюрьме
    24-05-2014 Дело Краснова и других: националисты, антифашисты и теракт на бумаге
    11-01-2014 Кто здесь самый главный политзек?

    Мнение читателей:
    18-11-2017  t9214071367  Гостевая книга
    17-11-2017  t9214071367  Гостевая книга
    14-11-2017  t9214071367  Гостевая книга
    10-11-2017  t9214071367  Гостевая книга
    08-11-2017  nexans millimat 150  Травля историков Александра Барсенкова и Александра Вдовина


    © «За волю!»
    Новая Революционная Альтернатива Максим Громов Живое сообщество
    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования