
22 апреля Тверской районный суд Москвы продлил меру пресечения в виде содержания под стражей Игорю Житеневу на три месяца, до 22 июля 2014 года.
Уголовное дело против Житенева, Безменского и «неустановленной группы лиц» было возбуждено 22 ноября - их обвиняют в вымогательстве денежных средств (ч.3 статьи 163 УК) у Уральской горно-металлургической компании, которая ведет разработки никелевых месторождений в Прихоперье. Уголовное дело является обычной «заказухой» - гражданские активисты организовали широкий протест против экологически опасных разработок.
Даже судья усомнился в необходимости продлевать следствие, которое уже идет 5 месяцев, еще на три месяца (согласно УПК, следствие может идти более полугода, только когда представляет собой особую сложность) и уточнил, в чем заключается особая сложность в данном случае. Следователь обосновал необходимость продления срока следствия еще на три месяца необходимостью допросить «большое количество свидетелей», провести ряд следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проверить сведения, распространяемые в СМИ и провести ряд экспертиз.
Характерно, что в материалах дела, которые озвучил судья, есть только протоколы допросов обвиняемых и сотрудников компании - но нет протоколов допрошенных местных жителей, экологов и ученых.
Суд над Игорем Житеневым прошел без участия его адвоката Алексея Ветринцева, поскольку адвоката о дате проведения суда заранее не уведомили - это является грубым нарушением Уголовно-процессуального кодекса.
Сейчас защита Игоря Житенева готовит апелляционную жалобу в Мосгорсуд.
Игорь Житенев находится под стражей с 26 ноября 2013 года. Уголовное дело было возбуждено по заявлению советника генерального директора УГМК Петра Ямова. По версии обвинения, Безменский «вступил в преступный сговор с ранее знакомым Житеневым И.А. на завладение чужим имуществом в особо крупном размере». В противном случае, по версии следствия, они угрожали продолжить протесты против никелевых разработок, которые заключались в применении физического насилия, умышленном уничтожении имущества компании и распространении порочащей информации в СМИ. При этом в материалах дела есть расшифровки разговоров, во время которых заместитель генерального директора УГМК Юрий Немчинов убеждает Игоря Житенева взять деньги у компании и закончить протесты. Игорь Житенев несколько раз отказывается от денег.
У Игоря Житенева есть жена и малолетняя дочь, а также серьезные проблемы со здоровьем. В деле также есть два личных поручительства за Житенева - от депутата Госдумы Дмитрия Гудкова и руководителя движения «За права человека» Льва Пономарева.
Игорь в своей речи сказал, что за все 5 месяцев к нему только дважды приходил следователь. То есть, ведение следствия сознательно затягивается.
До 22 июля суд также продлил срок содержания под стражей Михаилу Безменскому. В своей речи обвиняемый подчеркнул, что дал показания под сильным давлением, угрозами в его адрес и адрес его родных. Кроме того, он рассказал, что к нему регулярно приходили оперативные сотрудники, которые настаивали, чтобы он заключил досудебное соглашение.
Также в настоящее время проходит суд по уголовному делу, связанному с противостоянием жителей Черноземья попыткам начать работы по лицензиям на доразведку и разработку Еланского и Елкинского медно-кобальтово-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. Житель Урюпинска Михаил Боярищев обвиняется в поджоге буровых на Еланском месторождении 22 июня 2013 года. По свидетельствам защиты, суд идет с нарушением прав Михаила Боярищева - отклоняются ходатайства о приобщении фото и видеоматериалов, доказывающих несостоятельность обвинения.
20 апреля 2014 года сам Боярищев, доведенный до нервного срыва, протаранил ворота базы геологов на автомобиле. Как он сам пояснил, «чтобы уже точно было за что сидеть». В результате медицинского обследования обвиняемый госпитализирован.
Также все еще находится в больнице другой участник движения против добычи никеля в Черноземье - воронежец Андрей Тараканов, которого 17 апреля избил с применением тяжелого предмета неизвестный во время проведения антиникелевого пикета около правительства Воронежской области. У Тараканова диагностирован перелом носа и зафиксировано сотрясение мозга.
Кроме того, 22 апреля 2014 года в Воронеже был задержан полицией 75-летний активист движения против добычи никеля на Хопре Михаил Мащенко.
Эко-активисты продолжают ежедневные одиночные пикеты, несмотря на угрозу новых провокаций.
Подробнее о преследованиях новохоперских экологов и гражданских активистов, и об оказании помощи арестованным, можно узнать здесь: